С 6 августа 2019 г. в Украине был введен в действие Закон №2639-VIII “Об информации для потребителей пищевых продуктов”, которым установлены новые требования по информированию потребителей о пищевых продуктах. Документ привел украинское законодательство в соответствие с положениями, регламентами и директивами Евросоюза.

Закон распространяется на операторов рынка пищевых продуктов и пищевых продуктов для общественного питания и оказывает непосредственное влияние на потребителей. Информация о пищевом продукте должна быть точной, достоверной и понятной потребителю и не должна вводить в заблуждение. За это отвечает оператор рынка.

На кого распространяется новый закон:

Закон распространяется на производителей пищевых продуктов на всех этапах производства и обращения, на пищевые продукты, предназначенные для конечного потребителя, в частности, реализующие в общепит.

Размер текста:

Шрифт – четкий, разборчивый и контрастный. Высота строчных букв должна быть равна или превышать 1,2 мм. Если площадь упаковки менее 80 кв. см, то высота строчных букв должна быть не менее 0,9 мм.

О продукте:

Информация о пищевом продукте должна быть точной, достоверной и понятной потребителю и должна содержать достоверные факты относительно характеристик, свойств, состава пищевых продуктов. Требование распространяется как на рекламу пищевых продуктов, так и способ размещения и представления пищевых продуктов для реализации, в частности внешний вид, упаковку.

Операторы рынка должны обязательно указывать информацию о наличии пищевых веществ, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, наличие ГМО, размораживание или подвержение пищевых продуктов ионизирующему излучению, наличие добавленной воды и т.д. Требования к информации о пищевых продуктах, продажа которых осуществляется дистанционно. Так, вся обязательная информация о пищевых продуктах должна быть доступна потребителю для ознакомления к моменту продажи пищевого продукта.

 

Обязательная информация о пищевом продукте:

Информация должна быть на государственном языке. Перевод на другую – по желанию оператора рынка. Надписи точны, четки, понятны, разборчивы, размещены на видном месте (на упаковке, этикетке). Не должны скрываться другой текстовой или графической информацией.

Название пищевого продукта:

Названием пищевого продукта есть официальное название (название установлено нормативно-правовым актом или национальным стандартом). Если таковой нет – то привычное название (то, которое понятно потребителю без дополнительных разъяснений). Если и привычного названия нет – применяется описательное название пищевого продукта.

Физическое состояние пищевого продукта:

Информация о физическом состоянии (сублимированной сушки, быстрозамороженном, концентрированном, копченом, порошкообразном, жидком и т.п.) должна сопровождать название пищевого продукта.

Список/количество ингредиентов:

Включает в себя все ингредиенты пищевого продукта, которые указываются в порядке уменьшения их массовой доли. В некоторых случаях – в процентах. Некоторые ингредиенты обозначаются названием категории, к которой они относятся, сразу после которой указывается их название или индекс в соответствии с европейской цифровой системой.

Наличие аллергенов:

Выделяются отдельным цветом, шрифтом, стилем.

Отметка “с ГМО”, если доля ГМО превышает 0,9%. “Без ГМО”, при подтверждении отсутствия ГМО.

Срок годности:

Вводятся сроки годности: «Применить к…», «Лучше употребить до…», «Лучше употребить до конца…».

Закон вводит понятие «минимальный срок годности пищевого продукта» и дату «применить к…».

В ст. 18 разъясняют о минимальном сроке годности («лучше потребить до…»; «лучше потребить до конца…») и отмечают в чем его отличие от даты «применить к…».

Указанное распределение в ЕС вызвано проблемой чрезмерного количества выбрасываемых в мусор пищевых продуктов, хотя могут быть потреблены в течение определенного промежутка времени после истечения минимального срока годности без ущерба для здоровья потребителей. Основная идея состоит в том, что есть скоропортящиеся и более опасные с точки зрения микробиологии продукты, для которых должна быть указана дата «применить к…», которая означает, что на следующий по этой дате день продукт может становиться опасным (сырое или охлажденное. сыра рыба, яйца).

В то же время существует множество продуктов, которые при соблюдении установленных условий хранения остаются безопасными в течение определенного времени после истечения минимального срока годности, прописанного в маркировке (сахар, кофе, колбаса (если соблюдены условия хранения), твердый сыр (если соблюдены условия хранения).

Но по окончании дать «лучше употребить до…», как и после «применить к…», пищевые продукты не должны быть в реализации.

Срок годности на таких скоропортящихся продуктах как хлебобулочные и кондитерские изделия и даже алкогольные напитки свыше 10 градусов (в частности, вино и шампанское), смогут вообще не указывать.

Кроме того, для определенных пищевых продуктов, не являющихся скоропортящимися по своим микробиологическим характеристикам, минимальный срок годности отмечают добровольно по выбору оператора рынка. Кроме того, для определенных пищевых продуктов, не являющихся скоропортящимися по своим микробиологическим характеристикам, минимальный срок годности отмечают добровольно по выбору оператора рынка.

Если пищевой продукт хранится до 3 мес., в дате достаточно указать день и месяц; 3-18 мес. – достаточно указать месяц и год; свыше 18 мес. – год.

Условия хранения/использования:

пищевых продуктов, требующих специальных условий хранения и/или условий использования; после вскрытия упаковки.

Инструкция по использованию:

Если его отсутствие может осложнить использование продукта.

Фактическое содержание этилового спирта (для напитков с содержанием более 1,2%). Информация о названии, количестве пищевого продукта и наличии спирта в дозировке более 1,2% должна размещаться в одном поле видимости.

Питательная ценность: Включает информацию об энергетической ценности, содержании жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахаров, белков и соли.

Информация, наносимая оператором рынка на маркировку в добровольном порядке, не должна вводить потребителей в заблуждение или запутывать потребителя. При необходимости она должна основываться на соответствующих научных данных.

 

Заказывая у нас этикетку, при необходимости вы получите исчерпывающую информацию о правильном наполнении этикетки.

Основные положения закона представлены ниже.